Живые и мёртвые
В первую книгу о «Живом Журнале» вложен купон на пять долларов, которые можно потратить на платные сервисы компании «СУП».
Андрей Подшибякин. По живому. 1992011. LiveJournal в России. М. : Издательская Группа «Аттикус», 2011.
Эта книга, собственно, не могла не появиться. «Живой Журнал» как совокупности Интересной статьи о ремонте офисов и публичных сетевых дневников такое характерное для русского интернета явление, что удивительно, как популярная книга о нём не появилась раньше. Ситуация с фиксацией таких феноменов хорошо описывается простонародным выражением «Кто первый встал, того и тапки». Какими бы недостатками ни обладала эта книга, она уже ориентир.
Ближайшее время вряд ли появится так богато и красиво изданный том, посвящённый явлению, что занимает мысли (без преувеличения) миллионов простых людей и тысяч знаменитостей.
Больше всего эта книга, созданная совместно с компанией «СУП» (что управляет «Живым Журналом»), напоминает рекламный проспект. То есть это рекламный буклет компании «СУП», который должен называться «ЖЖ как социальный феномен».
Стиль гладок, а на каждой странице картинка. (Особенность книги в том, что она говорит о «Живом Журнале» как о литературо-текстоцентричном ресурсе, а сама содержит огромное количество картинок даже, кажется, избыточное. А не всякое изображение из Сети хорошо смотрится на бумаге. На страницах «По живому» есть масса фотожаб, которые при перенесении с экрана в глянцевый формат исходят на зерно. Иногда они напоминают неизвестно к чему висящую в офисе картину. Дизайнеры велели мы повесили, а зачем неведомо).
Но это всё не так важно, куда важнее то, что непонятно кто должен выложить за это издание не самые маленькие деньги. Ну, новичок чтобы понять, где он только что стал вести свой публичный дневник. Да только сколько их, таких, в 2011 году? К тому же, кажется, что молодой человек, приходящий сегодня в Сеть, ориентируется не столько на книги, сколько на информацию в той же Сети, на «сарафанное радио», на мнения друзей.
Ну, человек, в этой книге упомянутый. (Я сам такой, тщеславно проверил есть. )
А дальше что? Описи коммьюнити и блогеров там по многочисленным и объективным причинам минимальны. Практических советов тут нет, широкой «справочной» статистики тоже. Наконец, реальной социологии, каких-то политических, социологических и философских обобщений, что интересны не новичку, а людям, десять лет поварившимся в этой среде, тоже нет. Это статья в глянцевый журнал, только размером с книгу. Не сказать, что «Живой Журнал» как место проживания и способ коммуникации меньше повлиял на нас, чем фильм «Матрица», меж тем я наблюдаю на своей полке три книги с философскими, социологическими и прочими разговорами о фильме «Матрица».
Нет, я не говорю, что автор нехорош и книга дурна. Вовсе нет, вопрос в том, кто целевая аудитория?
Представьте себе роскошно изданный альбом какой-нибудь газовой компании, скажем «Мечты сбываются». Бумага толщиной в палец, картинки бескрайней тайги, мужественных людей в оранжевых касках, синий огонёк на плите (куда ж без него). Но ты начинаешь листать такую книгу и понимаешь, что понять из неё современное (и прошлое) положение этой компании на рынке нельзя. И как устроена его нынешняя структура тоже. Ты думаешь: ладно, пусть это будет увлекательное и познавательное чтение о первопроходцах и буровых но нет. Нет даже описания физики-химии процесса, и того, откуда взялся газ в природе.
Это красивый буклет. Такие в разных компаниях дарили ветеранам. С этой-то целевой аудиторией всё понятно.
Ведь одна из проблем «Живого Журнала» в том, что он чем-то напоминает наше жилищно-коммунальное хозяйство. Построенное когда-то на энтузиазме и в совершенно другой стране, оно начинает ветшать. А когда встаёт вопрос о ремонте и реконструкции, оказывается, что на это нет денег. «Живой Журнал» оброс рекламой и коммерческими структурами, в нём учащаются взломы дневников и прочие малоприятные акции. И многие давние пользователи начинают бояться, что управляющая компания их многоквартирного домика просто выдоит бренд, да и оставит их без горячей воды и с забитым мусоропроводом. Тут бы и напечатать в приложении что-нибудь познавательное о том, как ходят деньги «Живого Журнала», сколько их и чего что стоит. И читателю интересно, и исследователю на пользу, информация-то не секретная, на рынке каждый день предъявляемая. Но нет, вместо этого лишние полдюжины комиксов.
Впрочем, деньги там есть в книгу вклеен купон на $5 для использования его в платных сервисах «СУП».