Пароль доступа к литературному наследию
Литераторы и издатели блокируют развитие рынка книжного контента в Интернете. С другой стороны, пираты подрывают издательский бизнес, выкладывая цифровые книги в Сеть бесплатно. Электронной литературе необходим занимать интересные сайтыи внимательно рассмотреть авторское законодательства и новые формы отношений между авторами и читателями.
Несколько лет назад книгоиздатели и владельцы авторских прав на литературные произведения обратились в суд с исками против Google, обвиняя компанию в незаконном предоставлении доступа к их интеллектуальной собственности. Мировое соглашение, заключенное в июле 2012 года, вызвало волну критики, и министерство юстиции США наложило вето на проект договора.
На прошлой неделе компания Google, Гильдия авторов США и Ассоциация американских издателей представили обновленный вариант соглашения по проекту Google Books Search. Ожидается, что суд назначит дату окончательного слушания, которое состоится в начале 2013 года.
Рынок электронных книг в мире стремительно развивается. Предполагается, что в будущем году Amazon заработает до $1,2 млрд. на поставке книжного контента для своего ридера Kindle. В то же время, продажи цифровых книг в России эксперты оценивают пока только в $2 млн в год.
Тем временем, оборот электронных книг в Интернете давно уже вышел за рамки чистого бизнеса. Политические лидеры многих стран уже отметили, что активизация оцифровки книг даёт возможность сохранения для будущих поколений духовного наследия человечества. А эксперты даже видят в таких проектах опасность влияния на общественное мнение. Считается, что владельцы поисковых сервисов могут преднамеренно выводить на первые страницы результатов поиска книги, предвзято освещающие спорные вопросы истории и политики.
Стержневой проблемой обращения в Сети электронных книг стало законодательство об авторском праве. Отношение к копирайту, собственно, и определяет формат существования проектов, предоставляющих доступ к текстам книг в Интернете.
С одной стороны книгоиздательства и интернет-магазины создали электронные площадки для торговли текстами книг. В России это Elkniga.ru, Ozon.ru; в мире – крупнейший онлайн магазин Amazon.com. Приобретение электронных книг на этих ресурсах подразумевает, что все авторские права соблюдены, и никто не останется обиженным.
Создателей многочисленных пиратских библиотек прибыль издателей и правообладателей интересует в последнюю очередь. Их основная идея бесплатно предоставить пользователям доступ к самым известным и популярным книгам. Некоторые из них зарабатывают на показе рекламы, а многие существуют на чистом энтузиазме. Владелец пиратской библиотеки «Либрусек» (Эквадор) Илья Ларин говорит, что в его библиотеке ежедневно скачивают примерно 300 000 книг. «Хостинг окупается, но на нормальную коммерцию это не тянет. Это так, хобби» – отмечает И. Ларин. Время от времени правообладатели вынуждают пиратские библиотеки удалять принадлежащие им книги из бесплатных онлайн библиотек, но web-технологии уже позволяют владельцам таких сайтов уклоняться от ответственности за нарушение закона. И, судя по всему, попытки закрыть пиратские библиотеки в дальнейшем будут всё менее и менее успешными.
Некоторые библиотечные проекты, во избежание конфликтов с правообладателями размещают на своих сайтах только книги, которые уже не защищены копирайтом. Например, Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (feb-web.ru) оцифровывает и размещает на своём сайте книги классиков российской литературы XIX начала XX веков. А исторический проект «Руниверс» (runivers.ru) выкладывает в Сеть дореволюционные энциклопедии и исторические труды о России, изданные в Российской империи. Президент АНО «Руниверс» Михаил Баранов отмечает: «Мы были бы рады выложить на нашем сайте и издания советского периода. Но у нас сложилась странная ситуация: в 90-е годы права на публикацию энциклопедий и научных изданий, подготовленных государственными издательствами, перешли к частным компаниям. То есть, произошла приватизация культурных ценностей. Во избежание судебных разбирательств мы пока не публикуем книги советского времени».
Основной тенденцией оборота электронных книг в Интернете стало разделение всего книжного контента на три части, в зависимости от уровня защищенности книг авторским правом.
Наиболее защищённая часть контента – это книги, находящиеся в продаже. Авторы и издатели могут включать модели «предварительного просмотра» и «покупки» своих книг, облегчая доступ к своим изданиям через онлайн сервисы.
Другой сегмент находящихся в обороте книг – это не защищенные авторским правом произведения. Они доступны для чтения, скачивания и печати в полном объёме.
Третью категорию книг, составляют произведения защищенные авторским правом, но вышедшие из печати. Издатели не предвидят коммерческой выгоды от публикации таких произведений и, следовательно, с течением времени эти книги вымываются из культурного оборота.
Такой подход, собственно, и взят за основу при подготовке соглашения Google Books с Гильдией авторов США и Ассоциация американских издателей. После одобрения этого договора, все вышедшие из печати книги, которые оцифровали Google Books, станут доступны в Интернете для предварительного просмотра и покупки. Таким образом, правообладатели смогут заработать на книгах, которые нерентабельно печатать на бумаге, а у читателей появится возможность прочесть ранее недоступные им книги. Таким образом, логика действий Google Books пока не идёт вразрез с принципами законодательства об авторских правах.
Однако, уже сейчас понятно, что сохранение копирайта в прежнем виде всё сильнее раскалывает общество.
С одной стороны, правообладатели прибегают ко всё более жестким методам воздействия на свободных распространителей контента – в Европе по суду закрываются пиратские сайты. Ответной реакцией на закручивание гаек стало повсеместное появление «пиратских» партий, и даже их локальные успехи на выборах в Европе. То есть, поднятый «пиратами» на знамя лозунг свободного доступа к информации стал уже политически весомой идеей. К сожалению, дальнейшая радикализация двух крайних точек зрения на копирайт, может завести общество в тупик.
Тем временем, альтернативы уже есть. Например, в Рунете уже завоевала признание концепция социальной сети Kroogi.Ru. Известные авторы выкладывают в свободном доступе свои произведения, а читатели или слушатели могут добровольно заплатить автору за его произведение столько, сколько сочтут нужным. Пока проект ориентирован на музыкантов, но свои книги на Kroogi.Ru уже выложил Евгений Гришковец. Возможно, в ближайшем будущем такой формат взаимоотношений примирит авторов с поклонниками их талантов.
Как бы то ни было, пересмотр влияния копирайта на распространение электронных книг крайне необходим. С одной стороны, переход от политики жесткого ограничения оборота литературы в Интернете к новым формам отношений между авторами и читателями позволит сохранить издательский бизнес. С другой, что более важно, облегчит обществу доступ к литературному наследию.