Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

09 Авг 2014

Одном из самых задушевных произведений академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые не относятся к жанру специальной научной литературоведческой литературы, критики единогласно считают цикл «Письма о добром» и «Письма о добром и прекрасном». Оба этих труда получили высокую оценку Русской Православной Церкви, как образец литературы, на котором необходимо формировать нравственное мировоззрение современного человека и особенно молодого члена общества.

Впервые «Письма о добром и прекрасном» были изданы издательским домом «Детская литература» в 1989 году, именно в те переломные годы, когда происходило крушение идеалов целого поколения и формирование новых духовных ценностей. Само произведение, как следует из обращения Дмитрия Сергеевича к читателям, является квинтэссенцией его исторических исследований, книги по экономике за его авторством и размышлений о путях формирования нравственности и морали в Государстве Российском, дум о перспективах дальнейшего развития нашего общества.

Книга вызвала ажиотажный интерес не только в тогдашнем Советском Союзе, но и во всем мире. Буквально одновременно с российским изданием, «Письма о добром» стали публиковаться в болгарских газетах, в виде авторских колонок, где каждое письмо предварялось фотографией академика. Сразу по окончании газетных публикаций «Письма о добром и прекрасном» были изданы болгарским издательством «Азбука — Аттикус» в виде отдельного тиража. Сэр Чарльз, в то время Принц Уэльский писал, что встречи с Д.С. Лихачевым «запали ему в душу» и его интерес и последующая любовь к России сформировались именно благодаря влиянию этого «русского интеллигента, который по праву может носить имя «духовного аристократа»».

Сюжет «Писем ...» незамысловат и не претендует на какую-либо исключительность или евангеличность. Академик простым, доступным для понимания рядового читателя языком, рассказывает молодому поколению о патриотизме, красоте окружающего мира, чувстве любви к Родине, преподнося это не как затертые истины, а именно в той духовной, проникновенной манере, которая присуща автору. Как следует из вступительного слова Дмитрия Сергеевича, он писал эти литературные письма, мысленно видя в адресатах своих друзей и близких.

В некоторых письмах автор переходит от определения общечеловеческих понятий нравственности и духовной красоты к примерам реализации этих понятий в произведениях искусства и литературы. «Только при формировании правильной личной жизненной позиции, развитии внутренней красоты и нравственности можно открыть эти качества в других» - считает Дмитрий Сергеевич.