Как разбирать стихотворения

27 Сен 2014

В школе, да и в высших учебных заведениях, учащимся часто нужно разбирать стихотворения. И не всегда они знают, как это правильно делать.

Системы и размер стихотворения

Анализ стихотворения основан на разборе стихотворения по его фонетическому и звуковому строению. Это построение включает в себя:

- метрику;

- ритмику;

- рифму;

-строфику.

Стихотворение может относится к различным системам и для начала необходимо определить, к какой относится ваше стихотворение: тонической, силлабической или силлабо-тонической.

Силлабо-тоническая система характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов. Количество слогов в фрагменте текста равное.

Силлабическая система представляет собой периодическое повторение равносложных строк. Ритм стихотворения образуется за счет численного соотношения слогов, такие факторы, как их ударность или длина значения не имеют.

Тоническая же система основана на произвольном количестве в стихотворении безударных слогов и четком - ударных.

В русской литературе основная часть стихотворений создана именно в силлабо-тонической системе. Рассмотрим ее подробнее.

Силлабо-тоническая система

Приступая к разбору стихотворения, необходимо определить его размер. В данной системе есть 5 размеров. Это ямб, хорей, дактиль,амфибрахий и анапест.

Ямб характеризуется коротким безударным и длинным ударными слогами. Хорей- размер, содержащий долгий и следующий после краткий слоги. Дактиль является трехсложным размером, он состоит из долгого и двух кратких слогов. В амфибрахии в трехсложных стопах ударение ставится на втором. Анапест состоит их трех стоп, в которые входят два кратких и и один долгий слог. Исходя из этих характеристик и числа стоп определяется размер стихотворения.

Если в анализируемом стихотворении вы увидите различие длины в строках, это означает, что в нем присутствует их усечение либо наращивание. Это также нужно указывать. Если первая и третья строки по размеру превышают вторую и четвертую, это говорит о усечении неударного слога. Если наоборот, то наращивании.

В стихотворениях с силлабо-тонической системой существуют понятия мужской и женской клаузулы. Клаузулой называют заключительную часть стихотворения. Реже встречаются дактилическая клаузула и гипердактилическая клаузула. Мужская клаузула основана на ударениях в первом и третьем слогах, а женская на безударности во втором и четвертом.