Лучшие стихи великих поэтов: Молитва Лермонтова
Творчество М.Ю. Лермонтова переполнено мотивами тоски и одиночества. Отторженный от общества лирический герой может гневно выкрикивать слова недовольства существующими порядками, может проникновенно обращаться к Богу. В лирическом мире поэта нет Земли обетованной, он неприкаянный странник. Но и в его творчестве есть строчки, наполненные нежностью. Три стихотворения под названием «Молитва», как и лучшие стихи великих поэтов всех времен, трогательны, трепетны, проникновенны.
Характеристика обстоятельств, предшествовавших написанию стихотворения
В противовес образу Демона, страдающего противоречиями, наполненного бушующими страстями, в стихотворении «Молитва» появляется совершенно другой лирический герой. И это не случайно. Период конца 1830-х годов наполнен сложными взаимоотношениями Михаила Юрьевича и княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. Она высоко ценила поэта и его творчество, испытывала к нему глубокие, сильные чувства. В часы долгих доверительных бесед она подталкивала его к мысли о том, что все в руках Бога, нужно молиться, просить о заступничестве и смирении, каяться во всех своих страстях, делиться скорбью. Стихотворение «Молитва», по сути, является продолжением диалога с Машенькой Щербатовой, поэтическим ответом на ее слова и просьбы.
Истолкование стихотворного текста
Данное произведение достаточно сильно отличается от предыдущего творчества тональностью, лексическим составом, эмоциональным настроем. Этим произведением поэт как будто хотел запечатлеть задушевность беседы с Марией Алексеевной. На доверительный лад настраивают мягкие интонации, спокойный тон. Именно такими мелодичными, негромкими словами поэт рассказывает о тяжелых моментах в жизни человека («В минуту жизни трудную…»). Перед читателем открывается такой момент, когда герою некуда идти и не на кого надеяться. Он остается наедине с Богом и только Ему может рассказать о своих горестях и надеяться только на Божью помощь. Этому посвящена первая строфа.
Вообще, композиция произведения подразумевает деление на три части, соответствующие трем строфам. Три строфы – это этапы погружения в молитву.
- Лирический герой рассказывает о том, что молится, когда «теснится … в сердце грусть…».
- Происходит анализ воздействия молитвы на героя.
- Герой после молитвы переживает катарсис (очищение).
Это стихотворение наполнено любовью к Богу, к людям, к женщине. Но другие стихи о женщине великих поэтов кардинально отличаются от данного текста. Здесь образ женщины зримо не присутствует, но присутствие женского идеала ощущается во всем тоне и общем настрое произведения. Во второй строфе читатель видит, какой великой силой наделена молитва. Эту силу поэт называет «благодатной», подчеркивая таким определением ее спасительную сущность для человека. Слова молитвы «живые», они могут дарить людям жизнь, возрождение, избавление от душевных тягот. Также эпитет «живые», напоминает, что молитва будет нести благодать, пока существует вера в спасение души и всепрощение.
Действительно, тонкая душа М.Ю. Лермонтова не могла иначе реагировать на погружение в молитву. «Святая прелесть» молитвенных текстов для него была особо значимой. Читая стихи о любви великих поэтов, как правило, люди знакомятся с любовными страданиями или, наоборот, с радостью лирических героев. У М.Ю. Лермонтова любовь к женщине слита с любовью к Богу, женщина становится единомышленником в обращении к Богу, она слита со светлыми эмоциями, которые испытывает лирический герой.
Третья строфа – погружение в чувства, которые пронизывают героя после общения с Богом. Все сомненья отброшены прочь и забыты. После пережитого катарсиса душа чиста и свободна («…и так легко, легко…»). Похожие мотивы передают лучшие стихи великих поэтов, рассказывающие о благодатном влиянии обращении к Богу и возрождающей душу любви к женщине.