Литературные течения серебряного века и их особенности
Серебряный век оставил огромный след во всей русской культуре, хотя и был, вместе с тем, необычайно коротким. Затронув также философию и искусство, он продолжался в течении четверти века, в период с 1900 по 1922 годы. Литературные течения серебряного века, как и вся русская культура, характеризуются внутренней противоречивостью, и обладают стремлением к обретению гармонии взаимоисключающих смыслов.
Русская культура
В процессе изучения такого непростого культурного феномена, возникают мысли о том, что на всем протяжении становления русской культуры в ней неизменно соседствовали противоположные стихии хаоса и порядка. Параллельными дорогами шли и развивались распадок и развитие, сплетаясь на некоторых участках этого пути в причудливый и внутренне противоречивый клубок. Возможно, именно в этом кажущемся дисбалансе и заключается глубокая философия русской души. Смутные времена, нестабильность и общественные потрясения, неизменно обнажали эти противоречивые тенденции русской души. История знает немало подобных примеров:
- времена татаро-монгольское ига;
- век Петровских реформ;
- разгар русского просвещения;
- взрывоопасную первую половина двадцатого века.
Эти неспокойные и тяжелые времена являют нам примеры невообразимой смеси гармонии и упадка, мрачного отчаяния и радужных иллюзий, обреченности и стремления к победам. Именно такие переплетения смутных времен и породили на свет литературные направления серебряного века, вдохнув новую жизнь в переживающие упадок культуру и общество.
Серебряный век
Это короткая, но невероятно бурная и насыщенная событиями эпоха породила на свет целую вереницу выдающихся деятелей культуры. Литераторы, музыканты, философы и художники этой поры создали знаковые для нашей духовной культуры произведения. Основными направлениями Серебряного века стали: религиозно-философское возрождение – «богоискательство» и русский модернизм, вобравший в себя символизм и акмеизм.
Основной особенностью этой эпохи является то, что отечественные деятели культуры осознали и передали нам пагубность развития общества, базирующегося на рационализме и отрицании духовности и религии. Литературные течения серебряного века заложили направление на совершенно иные ценностные ориентиры. К пониманию таких незыблемых истин западный мир пришел многим позднее.
Философия Серебряного века пророчески обращалась к религиозным первоосновам и смыслам. Так В.С. Соловьев стал провозвестником Града Божьего. Во многом именно благодаря гению этого выдающегося человека и был заложен фундамент Серебряного века. Звучание пророчеств В.С. Соловьева была подхвачено деятелями этой культурной эпохи. К большому сожалению, этот выдающийся человек умер в 1900, так и не успев застать воочию последующий культурный и духовный подъем, к рождению которого он несомненно приложил свои силы.
В течении всего Серебряного века русской культуры на литературной арене последовательно сменяли другу друга деятели символизма, акмеизма и футуризма. Стихотворения серебряного века взывают читателей к высшим духовным началам и для многих людей последующих поколений они стали основами ценностных ориентиров в поиске жизненного смысла. Русская литература без сомнения является особым миром, лежащим за рамками литературы других европейских стран. Хотя творчество многих выдающихся поэтов, таких как Бунин, Горький и Куприн и выходят за рамки других деятелей Серебряного века, но вместе с тем, оно остается немеркнущей славой для всей русской литературы в частности и русской культуры в целом.