Метафора как вид тропа
Художественная речь отличается от обычной повседневной речи большей образностью и многозначностью. Создавая литературное произведение, автор использует различные приемы, отыскивает новые или редкоупотребительные значения слов, чтобы сделать свою речь более выразительной, а свое произведение необычным и запоминающимся. Использование тропов (особых оборотов речи) – это одно из самых распространенных средств украшения текста. Метафора – это вид тропа, который предполагает сближение различных объектов или явлений по принципу сходства. Т.е. описывая тот или иной предмет, автор использует нехарактерные для него признаки или действия. Например, говоря «река бежит», автор не подразумевает, что у реки отросли ноги, он хочет сказать, что движение потоков воды в реке подобно движению человека. Оно может быть медленным, как шаг, или быстрым, как бег.
Виды метафор
Разные виды метафор создаются разными способами:
- по принципу олицетворения - когда объектам неживой природы или абстрактным понятиям приписываются свойства или признаки живых организмов. Например, «солнце встало» или «земля вздохнула полной грудью».
- по принципу овеществления - когда объекты живой природы, а также переживания или состояние человека описываются в выражениях, характерных для неживой природы. Например, «стальные нервы» или «темная личность».
Метафоры можно разделить на простые и сложные. Простые метафоры в свою очередь делятся на замкнутые и незамкнутые. Они могут быть выражены разными частями речи: существительным, прилагательным или глаголом. В замкнутых метафорах обязательно присутствует субъект, который с помощью метафоры ярче предстает перед глазами. В незамкнутых метафорах субъект не называется, а только подразумевается. Пример замкнутой метафоры - «ситец неба» из стихотворения С. Есенина «Баллада о 26». Субъектом здесь является слово «небо», а с помощью слова «ситец» автор передал яркие краски неба и его структуру, легкую и дышащую. Пример незамкнутой метафоры – «пурпур розы» из стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье». Субъект здесь не назван, и читателю остается только гадать, что подразумевал автор: солнце и губы возлюбленной, свидание с которой описано в стихотворении. Сложные метафоры состоят более чем из одного слова. Сложной метафорой можно назвать словосочетание, предложение или целый текст.