Нужны ли женские романы?
«Людей пишущих» в современном мире стало гораздо больше, чем, например, в прошлом веке. С одной стороны, это прекрасно – каждый читатель может найти для себя что-то близкое и понятное. А с другой – относительная простота донесения своего творчества до людей, обеспечиваемая многообразными интернет-изданиями и доступностью книгопечатанья, привела к тому, что к людям хлынули неконтролируемые потоки всевозможной прозы, зачастую не несущей в себе ни малейшей литературной ценности. Именно поэтому ранее вполне уважаемый жанр женского романа в 21 веке, к сожалению, стали считать книжным ширпотребом. А ведь и «Джен Эйр», и «Унесенные ветром», и «Поющие в терновнике» – это тоже женские романы, глубину и психологизм которых оспаривать не станет никто.
Изначально женская проза была призвана помочь юным девушкам сориентироваться в неведомом им и порой не слишком дружелюбном мире мужчин и взаимоотношений с ними. Героини Джейн Остин, Шарлотты Бронте, Маргарет Митчелл и Колин Маккалоу ненавязчиво учили своих читательниц держаться стойко перед ударами судьбы, быть верными своим принципам и поддерживать своих близких и любимых даже в самых безвыходных ситуациях.
Безусловный успех классических женских романов объясняется именно возможностью погрузиться во внутренний мир женщины со всеми ее личными и социальными проблемами и переживаниями.
Современная же женская проза представлена либо откровенной эротикой, либо лихо закрученными детективами. Такие книги, где все персонажи уже «готовые» негодяи или праведники, где нет ни развития характеров, ни динамики внутренних переживаний, ни исторической перспективы, можно прочесть лишь один раз. Естественно, они не смогут стать даже бледным подобием таких бестселлеров, как, например, «Гордость и предубеждение».
А ведь женские романы нужны и сейчас, причем именно современные, где анализируются актуальные для нашей реальности проблемы. Сильные и неоднозначные литературные характеры могут и должны помочь представительницам прекрасного пола разобраться в собственном внутреннем мире. Ведь, согласитесь, гораздо проще проникнуться переживаниями не страдающей на тему бедности своей семьи аристократки Элизабет Беннет или терзающейся несбыточной любовью к священнику Мэгги Клири, а какой-нибудь нашей современницы. Например, парикмахера Марии, которой нужно и за собой ухаживать, чтобы личную жизнь после развода устраивать, и ребенку достаточно внимания уделить, и всяких Schwarzkopf, Estel, Revlon и Lebel cosmetics купить для работы – и все это на весьма скромную зарплату. Так что женские романы нам сегодня нужны так же, как и нашим прабабушкам.
Конечно, текущее положение дел в сфере женской романистики не совсем уж печально. Есть и серьезные писательницы, стремящиеся не только развлечь, но и дать пищу для ума и сердца своих читательниц. Такие книги обогащены и прекрасными описаниями пейзажей, и мастерскими зарисовками быта, и глубокими психологическими размышлениями. В героинях этих романов современные женщины могут узнать себя хотя бы по таким деталям, как использование популярной косметики (moroccanoil , L'Oreal, Garnier и т.д.) или работа по распространенным «дамским» специальностям (стилист, журналист или дизайнер). Хочется пожелать всем нам, чтобы хороших авторов женских романов становилось все больше, и тогда этот незаслуженно дискредитированный жанр сможет вновь завоевать уважение и любовь читателей.